В дни Международного фестиваля-практикума киношкол «Кинопроба» , проходившего в Екатеринбурге в 20 раз, представили «картинки» замечательного актера Сергея Дрейдена. Многие и не подозревали, что он еще и талантливый художник с почти детским и наивным мировосприятием. О серьезных вещах он говорил легко и мудро, оставив микросвидетельства своего времени.

«Службу военкомат не зачел» Сергей Дрейден. “Рождественская ель в 1949 году”

Официальное открытие предваряла выставка «Сергей Дрейден. Моя жизнь в картинках» в Ельцин-центре. Она продолжает работать и после завершения «Кинопробы». Сергея Дрейдена не стало в мае 2023 года. На открытие выставки приезжал его старший сын Касьян  со своим сыном. 

Сергей Дрейден был без преувеличения не только выдающимся актером и невероятным человеком, но и талантливым художником. На выставке представили десятка два его «картинок», как он их называл.  Они  небольшие –  14х18, 17,4х 25,3, в смешанной технике на картоне и бумаге. Картинки как сны детства – наивные, непосредственные, фантастические. 

Дрейден рисовал с ранних лет, благо было много ангин, как он сам написал. А цветные карандаши и альбом для рисования всегда были под рукой во время домашнего карантина.  

В 13 лет он поступил в художественную школу на отделение скульптуры. Родители купили ему этюдник, кисти, краски. На лавры художника Сергей Дрейден никогда не претендовал, называл себя рисующим артистом. Он говорил, что ни с кем из художников не соревновался и хотел, чтобы все рисовали весело и с душой, даже самые грустные картинки. 

«Рождественская ель в 1949 году» написана им в 2002-м. Просторная комната с еще не распакованной елкой, стянутой веревкой, внизу – распахнутые ворота, через которые выезжает машина с решеткой. В окно словно заглядывает с гигантского портрета, установленного  на соседнем доме, человек, похожий на Сталина.

Картинку сопровождают воспоминания Сергея Дрейдена, относящиеся к декабрю 1949 года. Они о том, что скоро Новый год, а в квартире обыск. Под утро НКВД увозит «врага народа» – отца Сережи. Его мама подходит к окну, отдергивает штору. На улице снежно, светят электрические лампы. Это был день рождения вождя.

Сергей Дрейден. «В баню»

Картинка «В баню» относится к 1984 году. Она как иллюстрация к воспоминаниям об улице, где жила семья Дрейдена, где находились казармы морских курсантов. С фонарем и громкой песней «Летят белокрылые чайки» они шли строевым шагом в  баню,  расположенную   недалеко от Летнего сада. В руках у них смена чистого белья.  

«Капут» 2004 года связан с Ленинградом 1948-го. На заднем дворе дома 43 по улице Чайковского «вовсю гремит война в детском исполнении». Взрослые победители отдыхают от битв на свежем воздухе, а пленный восстанавливает разрушенные постройки и на ломаном русском предлагает «за бутер-брод» копилку из фанеры в виде домика с нарисованным плющом на стенке.

«Дом оборон

ы» нарисован на бумаге в 2006 году. Дрейден описывает, как участвовал в боевых операциях партизанского отряда Ковпака, освобождал Чехословакию и Польшу от гитлеровцев, имел дело с разного рода деревянным оружием от пистолета до пулеметов, был трижды ранен, награжден орденами и медалями Родины, вырезанными из «Огонька» и наклеенными на картон. К 10-ти годам жизни, году в 1951-м он демобилизовался и занялся мирной деятельностью, но почему-то его «военная служба  не зачтена военкоматом», и его, девятиклассника, сделали допризывником. 

«И голые, с листком бумаги в руке, мы переходили от одного военврач к другому в зале особняка на Фонтанке, что рядом с цирком», – так описал он воображаемые и реальные впечатления и чувства. На картинке худосочные мальчики стоят перед полногрудыми женщинами и колоритными мужчинами в белых халатах и демонстрируют им свои хилые части тела иногда с воплями.  

В 2016-м Сергей Дрейден приезжал на «Кинопробу», дал мастер-класс, представил такой созвучный ему документальный фильм «Дрейден-сюита» Владимира Непевного, который в год ухода выдающегося артиста показали вновь.  

Источник: mk.ru