В эти минуты в петербургском «Манеже» заканчивается монтаж выставки о блокаде Ленинграда. Завтра, 27 января, исполняется 80 лет со дня полного освобождения города. Вечером выставку посетит министр культуры Ольга Любимова, а завтра она откроется для широкой публики. Обозреватель «МК» успел увидеть щемящую историю о том, как сохранить в себе человека в самые тяжелые, бесчеловечные времена, раньше других.

К 80-летию освобождения города открывается масштабный проект

Петербург помнит свою историю. К 80-летию снятия блокады на улицах боялись флаги и плакаты, напоминающие о тех девятистах днях, что Ленинград был в оккупации, был городом-признаком – на грани жизни и смерти. Эту болезненную историю рассказывают как живую человеческую драму, через пять судеб реальных людей – мальчика, потерявшего всех родных, воспитательницы детского сада, юного ученого, который придумывал способы спастись от дизентерии и выращивал одуванчики и крапиву для пропитания жителей, и его возлюбленной художницы, помогавшей эвакуировать картины из Эрмитажа. А еще скрипача, который холодными пальцами продолжал играть и участвовал в легендарном концерте – премьере Ленинградской симфонии Шостаковича, партитуру которой чудом забросили в блокадный город военным самолетом. Вместе с пятью персонажами – а это с одной стороны вполне конкретные люди, с другой – собирательные образы – зритель проходит драму, которую пережили или не пережили миллионы людей. Экспозиция решена как тотальная инсталляция, где мы вместе с героями преодолеваем путь от начала до конца блокады.

В начале казалось, что, несмотря на блокаду, жизнь еще может быть нормальной. Люди ходили в кино. Первый зал, откуда начинается экспозиция, превращен как раз в кинозал, где висят афиши фильмов, что показывали в 1941: «Конек Горбунок», «Антон Иванович сердится», «Фронтовые подруги». Вместе с тем там показывали небольшие фильмы-инструкции о том, как тушить зажигательные бомбы – их надо засыпать песком, залить водой или использовать огнетушитель. Каждый ребенок освоил эту науку в первые дни блокады. В этот момент зритель знакомится с героями истории, которая переплетает их судьбы. Это судьбы сплетение – уже художественный вымысел, но очень образный. Все пятеро в итоге откажутся в одной комнате и будут спасать друг друга, но выживут не все.

Выставка ведет нас по длинному историческому коридору, где есть предметы, сохранившие память о тех странных временах, есть реплики и атмосферные инсталляции, что передают климат в блокадном городе. Это дорога, где смерть, голод и разруха становятся будничными. Где одной матери приходится выбирать с помощью монетки, какому из двух детей отдать паек, а значит, сохранить жизни, а какому умереть. А другая всю беременность шьет для своего дитя, расшивая цветочки, чтобы родить его холодной зимой и потерять спустя 24 дня.

Где люди готовы есть что угодно, будь то дохлый воробей, кошка, борщевик или одуванчики. Где мальчик может отнять у старушки последний кусок хлеба, а когда его поймают, ляжет лицом в снег и будет есть, пока его бьют прибежавшие на крик старушки женщины. Но где, вопреки всему, любят, женятся, сострадают, играют музыку и читают книги. Где невеста в платье, перешитом из ночной сорочки, а банкетный стол нарисован на тарелках как настоящий. Где проводят выставки и есть люди, меняющие хлеб на билеты в театр, а есть те, кто готов отдать последнее, будь то рояль, картина Айвазовского или драгоценности – за ложку муки. Где в Эрмитаже водят экскурсии по пустым залам, рассказывая о картинах так, как будто они все еще на стенах.

«Этот проект, как ребенок, рождался 9 месяцев. Мы долго думали над формулой подачи, учитывая то, что не все предметы было возможно привезти из музеев. Однако у нас есть уникальные экспонаты. Как, например, детское платье, сшитое из бинтов», – рассказывает директор «Манежа» Анна Ялова.

Выставка разбита на семь разделов и заканчивается как раз симфонией Шостаковича, которую представили с помощью той самой партитуры

рядом с инструментами. Инсталляция, конечно, не передает весь масштаб легендарного концерта в Ленинградской филармонии, но оставляет впечатление ожившей истории.

Есть на выставки даже живые сорняки, которые растут рядом с рецептами, придуманными блокадниками: суп из борщевика, салат из крапивы или одуванчиков. В процессе подготовки несколько одуванчиков даже зацвели.

В экспозиции – более 600 предметов, подлинных и копийных, из которых складывает щемящий сюжет – о людях, которые сохраняли себя в самые сложные времена.

В Петербурге показали судьбы свидетелей блокады: кадры выставки

В Петербурге показали судьбы свидетелей блокады: кадры выставки

Смотрите фотогалерею по теме

Источник: mk.ru