У станции «Партизанская» московского метрополитена – юбилей. 18 января исполнилось ровно 80 лет с того дня, как она приняла первых пассажиров. Этот метродворец столицы, расположенный на востоке столицы, является «чемпионом» сразу в нескольких номинациях.

Кем и почему было принято решение заделать «окна в небо»

Можно утверждать, что станция «Партизанская» в московском метро – самая-самая-самая.

Во-первых, самая просторная. Во-вторых, самая таинственная. В-третьих, вызывающая самое большое удивление

На ней имеется три пути и две платформы. Вплоть до появления «Полежаевской» аналогов подобного подземного изобилия в советском метро не существовало. «Партизанская» в полтора раза шире даже самой широкой из обычных «одноплатформенных» станций – «Комсомольской-кольцевой». Свое первенство по этому показателю экс-«Измайловская» уступила лишь год назад, когда открыта была кросс-платформенная четырехпутная станция БКЛ «Нижегородская» (хотя, если уж подходить с формальной точки зрения, это все-таки две «сросшиеся» станции).

Столь странная конструкция нынешней «Партизанской» связана с грандиозным проектом, который существовал во время строительства третьей очереди московского метрополитена. Тогда в этом районе на восточной окраине Москвы собирались возвести громадный – крупнейший в мире, Стадион народов имени Сталина. Он должен был вмещать 200 тысяч человек и предназначался для проведения масштабных спортивных мероприятий – Спартакиад народов СССР (их советское руководство собиралось устраивать «в пику» «буржуазным» Олимпиадам).

Проектировщики позаботились о том, чтобы максимально повысить пропускную способность новой станции метро в период «пиковых» нагрузок. Для этого и придумали добавить еще одну пассажирскую платформу и еще один путь. Предполагалось, что перед началом футбольного матча (или иных крупных состязаний) на огромную станцию смогут прибывать один за другим сразу два поезда, пассажиры которых получат возможность выходить на две разные платформы, не мешая друг другу. Ну а по окончании спортивного мероприятия толпы болельщиков будут грузиться сразу в два метросостава, стоящие на крайнем и центральном путях, что тоже поможет избежать давки и столпотворения. 

Подобная предусмотрительность оказалась однако «выстрелом вхолостую»: супер-стадион в Измайлово так и не был сооружен: сперва помешала начавшаяся Вторая мировая война, а позже от этого проекта вовсе отказались, перенеся строительство главного спорткомплекса столицы в Лужники. Так что третий путь «Измайловского парка»-«Партизанской» так по своему прямому назначению никогда и не использовался.

Таинственность этой станции связана с версией о ее двойном назначении. По некоторым сведениям этот «подземный дворец» должен был в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств стать одним из пунктов для тайной эвакуации самого Иосифа Виссарионовича Сталина.

Дело в том, что сам измайловский чудо-стадион, оказывается являлся своеобразной «ширмой», маскирующей расположенный под ним громадный подземный комплекс – бункер-убежище для «отца народов». Туда великий вождь мог перебраться из Кремля в случае начала войны или возникновения иной угрозы. Согласно утверждениям сторонников этой версии, сталинский бункер (он действительно был построен и назывался часто «запасным командным пунктом Ставки Верховного Главнокомандования», сейчас там даже открыта музейная экспозиция) имел несколько потайных транспортных коммуникаций, связывающих его с другими важными объектами. Упоминается, например, о 17-километровом тоннеле, по которому можно было на автомобиле проехать из Кремля прямо в измайловский спец-объект.

Кроме того, как утверждают некоторые исследователи данного вопроса, у Иосифа Виссарионовича существовал вариант незаметно выбраться из бункера на специальном поезде в сеть линий столичного метрополитена. Для этого проложили соединительную подземную ветку, выводящую прямо к станции «Измайлово» (нынешней «Партизанской»), – рельсы этой потайной дороги соединялись там с рельсами центрального пути.

Именно с «Партизанской» связан апофеоз удивления наших сограждан и гостей-иностранцев, вызванного осознанием того, как воевали москвичи за мирную страну в тылу во время войны. Это самый впечатляющий объект метро, построенный за годы Великой Отечественной. В пору тяжелейших сражений с гитлеровскими армиями, когда главным для жителей страны был лозунг «Все для фронта, все для победы!», удавалось изыскивать средства и силы, чтобы продолжить строительство тоннелей и станций третьей очереди столичного метро. В общей сложности за военный период было проложено более 12 километров подземных трасс, открыты несколько станций. На каждой из них – в том числе и на экс-«Измайловской», потом установили памятные таблички: «Сооружена в дни Великой Отечественной войны».

Помимо всего прочего нынешняя «Партизанская» среди станций «подземки» – лидеров по количеству переименований. Первые три года своего существования она носила очень длинное название – «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина». Осенью 1947-м его подвергли радикальному «обрезанию», сократив до максимума, в результате подземная громадина стала «Измайловской» – по имени расположенного неподалеку столичного района. Однако еще полтора десятилетия спустя, когда Арбатско-Покровская линия была продлена, появилась на ней новая станция, которой по ее географическому положению куда больше подходило такое название. Поэтому в конце лета 1963-го построенному во время войны метродворцу дали имя «Измайловский парк» (ведь главный вход в этот оазис отдыха горожан находится совсем рядом), а «Измайловской» стала следующая станция, возле которой находятся жилые кварталы Измайлово. Наконец последний – четвертый по счету «ребрендинг» случился в 2005 году. По случаю 60-летия Победы «Измайловский парк» стал «Партизанской».

Было даже и пятое имя. На стадии подготовки проекта строительства этого участка третьей очереди московского метрополитена станция называлась «Стадион им. Сталина». Однако к моменту запуска движения супер-стадион еще не построили, а потому упоминать его в названии было нелогично.  

Появление нынешнего имени станции было «спровоцировано» еще авторами ее архитектурного проекта. Многие элементы оформления посвящены героям партизанского движения. У входа установлена скульптурная группа «Партизаны». А на платформах возле ближайших к выходу колонн размещены скульптуры двух героев войны в тылу врага – знаменитой комсомолки Зои Космодемьянской и 82-летнего крестьянина Матвея Кузьмина, повторившего подвиг Ивана Сусанина. Автором этих изваяний является известный советский скульптор Матвей Манизер.

Строительство данного участка третьей очереди московского метро началось еще в 1938-м, однако после нападения на страну нацистской Германии работы были приостановлены, а уже построенные сооружения законсервированы. Какое-то время будущую станцию метро даже использовали в качестве убежища, где могли прятаться жители окрестных мест во время налетов вражеских бомбардировщиков.

Когда ситуация на фронтах несколько стабилизировалась, и непосредственная угроза Москве миновала, строительные работы были возобновлены.

Интересно, что на завершающей стадии сооружения архитектурный проект «Измайловской» изменили. Поскольку с возведением стадиона дело явно застопорилось, решено было отказаться от первоначального варианта оформления подземных интерьеров на тему спорта. А вместо этого доминантой стала тема партизанского движения.

На путевых стенах появились многочисленные квадратные барельефные вставки. Эти керамические панно показывают вооружение, используемое тогда «народными мстителями». Можно увидеть, например, автомат ППШ, висящий на ветке дерева или пулемет «максим» высовывающийся из кустов. Барельефы с автоматом на фоне лесных зарослей пригодились в качестве украшения капителей колонн, подпирающих плоский потолок станции.

Отдельно следует сказать об этом потолке. Те, кто оказывается на станции в наше время, могут заметить вереницу непонятных квадратных углублений в перекрытии над центральным путем. Сейчас это просто покрытые побелкой неглубокие ниши. А раньше в них находились живописные панно. В общей сложности при открытии «Измайловской» центральную часть ее потолка украшали 12 таких огромных картин, выполненных по эскизам художника А.Д. Гончарова. Согласно задумке авторов проекта станции они должны были выполнять функцию своеобразных «окон» из подземелья.

Подобные приемы часто использовались при строительстве дворцов. Их можно встретить и в метрополитене – например, на станции «Маяковская».

«Измайловскую украсили» двенадцатью потолочными картинами образовывавшими единую логическую цепочку. Находясь ближе к входу на платформы, пассажир видел фреску с изображением темных туч. Следующая за ней показывала уже не столь грозовое небо, далее была картина с весьма «оптимистичными» легкими облаками… И так, по мере продвижения к противоположному концу станции живописное небо становилось все светлее и светлее. В дальних нишах на нем изображены были радуга, со

лнце… А самое последнее живописное панно показывало освещенный солнечными лучами лес и полощущиеся на его фоне красные знамена. Как полагают, таким образом на потолке «Измайловской» была ее создателями «зашифрована» мысль о неминуемом переходе Великой Отечественной от самых суровых ее дней к периодам все более успешным и о завершении военной страды нашей Победой.

К сожалению поневоле скудные материальные ресурсы, которыми располагали строители станции, не смогли обеспечить долговременную сохранность этих живописных произведений. Использовавшиеся краски невысокого качества уже несколько лет спустя стали темнеть, шелушиться, а плохая штукатурка дала и вовсе разрушительный результат: что отдельные фрагменты росписей со временем стали отваливаться кусками.

К концу 1950-х вид этих панно стал уже вовсе неподобающим для «лучшего в мире метро». А потому проблему решили быстро и с наименьшими затратами: все 12 ниш с панно в 1960 году заново оштукатурили, замазав остатки живописи. Вместо прежних «окон в небо» с тех пор можно видеть лишь безликую белую гладь.

И еще один интересный факт, относящийся к оформлению станции.

Первоначально на покрытии полов «Измайловской» сэкономили. Обе пассажирские платформы закатали асфальтом, добавив, правда, в нескольких местах декоративные фигурные вставки из мрамора. По прошествии многих лет, в 2008-м, такой примитив военной поры убрали, заменив набором из гранитных и мраморных плит.

Источник: mk.ru