Участники G7 планируют еще больше ужесточить свои санкции против нефтяного экспорта России. Судя по сообщениям западной прессы, очередной способ, который, правда, нельзя назвать новым, заключается в отслеживании и аресте судов, перевозящих «черное золото» из нашей страны. Кроме того, альянс собирается разработать запрет на продажу танкеров неизвестным владельцам, что якобы заставит Москву отказаться от «теневого флота», которым отечественные производители продолжают активно пользоваться для экспорта энергоресурсов.

Аналитик Чернов: «Никто не могут помешать нашим экспортерам перекачивать сырье в нейтральных водах, где не действуют никакие ограничения»

В настоящее время «большая семерка» занимает двусмысленную позицию. С одной стороны, они ограничивают экспортные цены на российскую нефть в рамках $60 за баррель и налагают санкции на морские перевозки сырья. С другой, опасаются «перегнуть палку», поскольку без углеводородов из нашей страны, которые в больших объемах продолжают поступать на мировой рынок, они рискуют столкнуться с дефицитом топлива и взлетом цен на нефть.

Впрочем, в настояшее время главная угрозе энергетического кризиса исходит вовсе не от России. Страны Старого Света, скорее, беспокоят события в Красном море, где из-за обострения военных действий тормозится поставки «черного золота» из крупнейших добывающих стран планеты. Судовладельцы, брокеры и трейдеры — все как один жалуются, что чартеры танкеров, заказы на которые оформляются как минимум за месяц, теперь арендуются на рейды в обход тревожной зоны. Поставщикам удобнее продавать свое топливо не Европе, а Азии, где нейтрально относятся к военному конфликту на Ближнем Востоке.

Между тем, как полагает директор департамента корпоративных финансов «ИВА Партнерс» Артем Тузов, хуситы довольно выборочно атакуют суда, проходящие через Красное море. Проблемы с передвижением по транзитным линиям, в основном, возникают у кораблей, связанных с Израилем и США. Это подтверждает агентство Reuters, сообщая, что, несмотря на угрозы судоходства, Россия смогла сохранить объемы экспорта нефти по нестабильному маршруту, поскольку, наши танкеры не подвергаются атакам повстанцев. Аналогичные сведения можно услышать и от агентства Bloomberg, аналитики которого подсчитали, что за первую неделю февраля экспорт российской нефти морским путем достиг пятинедельного максимума: поставки выросли на 880 тыс. баррелей, укрепившись на уровне почти в 3,7 млн «бочек» поставок в день. Для сравнения, этот объем превышает ежедневное потребление «черного золота» Германии, Франции и Италии вместе взятых.

Перенастройка зарубежных продаж российской нефти на руку азиатским государствам. «В феврале на восточный рынок Россия отправляла 2,86 млн баррелей в день, нарастив продажи на 100 тыс баррелей в сутки. Понимая узкость экспортного рынка нашей страны, азиатские импортеры снова требуют дисконта», — разъясняет инвестстратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов.

Еще одним направлением морских поставок российской нефти, по мнению Bloomberg, станет порт Тема в африканской Гане, где на новом нефтеперерабатывающем заводе уже началась переработка «черного золота». Первоначальные объемы составляют всего 40 тыс. «бочек» в сутки, но китайские подрядчики, участвующие в проекте, обещают, что после реализации второго этапа строительства, к концу 2025 года производственные мощности предприятия вырастут до 100 тыс. баррелей.

Повлияет ли на ситуацию ужесточение западных санкций против танкеров – перевозчиков? «Аресты танкеров, которые якобы транспортируют российскую нефть, вне зависимости от их связи с нашими добывающими холдингами, уже производились», — отмечает эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Были задержаны турецкие и арабские корабли, заподозренные в транспортировке углеводородов по ценам в $75-80 за «бочку». Американцы уверяли, что это сырье имеет российское «гражданство». «Однако доказать, что поставляемое сырье как-то связано с нашей страной, равно как и тот факт, что углеводороды поставлялись с превышением установленного ценового лимита, достаточно сложно», — считает эксперт.

«Заявления о расширении энергетических претензий к России, а также о распространении санкций на судовладельцев, осуществляющих транспортировку нашего сырья, на первый взгляд, смотрятся как объявление очередной широкомасштабной экономической войны. Однако окончательный результат будет зависеть от реакции как международных рынков в целом, так и от позиции отдельных потребителей», — уверен руководитель департамента продаж и клиентской поддержки «Альфа-Форекс» Александр Шнейдерман. Потребители пока голосуют в пользу российских углеводородов. По оценке Argus Media, в первые четыре недели 2024 года отечественный сорт «черного золота» ВСТО торговался на $13 выше потолка G7.

«Главной новацией санкционных мер G7 является запрет на продажу танкеров, которые могут быть использованы для морской транспортировки нефти, — рассуждает Суверов. — Фактически, осуществить подобный контроль крайне затруднительно: каждое судно, равно как и груз, находящийся на корабл

е, можно элементарно перепродать за считанные минуты после первой сделки, поэтому надежда отследить поставщика и конечного покупателя заранее сводится к нулю».

Российские экспортеры, как ранее сообщали зарубежные эксперты, с момента объявления западных ограничений на поставки сырья, создали собственный «теневой» флот примерно из 600 судов, что сопоставимо с 10% общего мирового количества крупных танкеров. «Такой маневр позволил России обходить западные запреты, — считает Владимир Чернов. — Риск натолкнуться на запретительные меры снизился, ведь международные регуляторы не могут помешать нашим экспортерам перекачивать сырье в нейтральных водах, где не действуют никакие санкции».

Источник: mk.ru